Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Обучение
Общение
Работа над проектами

Поиск по сайту

Методологические подходы составления рейтинга вузов России

Ключевая миссия университетов – давать обучающимся знания, навыки и умения – остается неизменной и универсальной вне зависимости от времени или типа университета (научно-исследовательский вуз или вуз, фокусирующийся на подготовке бакалавров для рынка труда). Ключевые в приведенной триаде – именно знания, так как они способствуют формированию навыков и умений и являются главным и непреложным элементом образовательной и научной деятельности университетов, их основным вкладом в развитие общества. Знания – фундамент, на котором строится профессиональный, карьерный, научный и зачастую даже личностный рост выпускников вуза.

Наделить знанием, основанным на мыслительной работе, а не на заучивании, знанием, способным привести к генерации нового знания, – это высшая цель для ведущих университетов.

Цель составления рейтинга вузов – оценка способности вузов обеспечивать выпускникам высокое качество знаний, навыков и умений, исходя из условий для их получения и результатов применения.

Рейтинг вузов RAEX – интегральная оценка качества подготовки выпускников вуза, определяемая количественными параметрами образовательной и научно-исследовательской деятельности вузов и качественными характеристиками, отражающими мнение ключевых референтных групп: работодателей, представителей академических и научных кругов, а также студентов и выпускников вузов. В рейтинге не могут участвовать вузы творческой и спортивной направленности, а также вузы силовых ведомств. Оценке подлежат только головные вузы, их филиалы не рассматриваются составителями рейтинга.

Оценка вузов производится на основании анализа статистических показателей и результатов опросов следующих целевых групп: студенты и выпускники, представители академического и научного сообществ, представители компаний-работодателей. Источниками статистической информации являются данные анкетирования вузов, наукометрические показатели и данные из открытых источников. Для справки: в 2017 и 2016 годах в анкетировании приняли участие 144 вуза, в 2015 году – 133 вуза, в 2014 году – 125 вузов, в 2013 году – 118 вузов.

Определение рейтингового функционала происходит на базе анализа следующих интегральных факторов:

  1. Условия для получения качественного образования в вузе (вес = 0,5).
  2. Уровень востребованности работодателями выпускников вуза (вес = 0,3).
  3. Уровень научно-исследовательской деятельности вуза (вес = 0,2).

Значение каждого из интегральных факторов определяется группами показателей, которые в свою очередь объединяют показатели, характеризующие ситуацию по важнейшим аспектам деятельности вуза. Веса групп в рамках рейтингового фактора «условия для получения качественного образования» составляют 0,25. Веса групп в рамках рейтингового фактора «востребованность работодателями» составляют 0,5. Веса групп в рамках рейтингового фактора «научно-исследовательская деятельность» распределены следующим образом: «научные достижения» – 0,5, «инновационная активность» – 0,3, «инновационная инфраструктура» – 0,2.

Вес каждого показателя в рамках групп одинаков, за исключением критерия 3 «Оценка представителями академических кругов уровня преподавания в университетах» и критерия 8 «Объем финансовых средств в расчете на одного студента».

По каждому показателю производится расчет индекса, характеризующего позицию вуза относительно других вузов. Расчет индексов по каждому показателю производится путем сравнения количественного показателя вуза со средним значением данного показателя по всем вузам, участвующим в рейтинге. Экстремально высокие значения количественных показателей, выявляемые экспертным путем, исключаются при расчете среднего показателя.

Индексы показателей рассчитываются по шкале от 1,0 балла (минимальная оценка) до 5,0 балла (максимальная оценка). При расчете индексов по итогам опросов целевых аудиторий используется аналогичная шкала.

Методика рейтинга регулярно обсуждается с представителями ведущих вузов России и дорабатывается с учетом высказанных мнений. В 2018 году при участии Консультационного совета также было принято решение об усовершенствовании ряда критериев рейтинга. Обсуждение предлагаемых агентством методологических изменений прошло в заочной форме с 15 февраля по 7 марта 2018 года.

Одним из векторов актуализации методики стала гармонизация критериев, используемых в рейтинге, с показателями, используемыми Минобрнауки РФ, что упростит сбор и верификацию данных. Например, в рамках критерия №7 «Процент студентов, прошедших практику или стажировку за рубежом» с 2018 года решено учитывать только студентов, прошедших полноценное (не менее семестра или триместра) обучение в иностранных вузах, исключив краткосрочные стажировки и практики, подобно тому, как это делается в Мониторинге МОН.

Другой важной целью изменений стало повышение объективности рейтинга. В частности, было принято решение при расчетах рейтинга учитывать не только средний балл ЕГЭ студентов, зачисленных на бюджетной основе (критерий № 14), как это делалось ранее, но и результаты ЕГЭ студентов, поступивших на коммерческой основе. Корректировка критерия позволит более справедливо оценить уровень поступающих в вуз.

Еще один показатель «Количество студентов – победителей всероссийских студенческих олимпиад» заменен новым критерием «Количество побед студентов вуза в международных студенческих олимпиадах». Составители рейтинга изначально ставили цель учитывать победы именно в самых престижных международных студенческих олимпиадах и состязаниях. Однако до настоящего момента не существовало авторитетного списка таких олимпиад. В 2017 году с помощью экспертного и академического сообщества был сформирован перечень ведущих международных студенческих олимпиад. На текущий момент он включает в себя 17 олимпиад, отвечающих самым высоким квалификационным требованиям. Данный список не является окончательным и будет пополняться. Олимпиады, учитываемые в рамках обновленного критерия, перечислены в сноске к таблице «Критерии рейтинга вузов RAEX, 2018».

Помимо вышеперечисленного, исключен критерий «Доля обучающихся в текущем году по программам ВПО в рамках целевого обучения, по контракту с работодателем» (критерий № 26 в 2017 году). Измерение интенсивности взаимодействия вузов с работодателями в рамках целевого набора обучающихся решено ограничить критерием «Доля студентов, зачисленных по результатам целевого приема на первый курс на очную форму обучения по программам подготовки бакалавров и специалистов» (№25 в 2017 году). Критерии во многом дублируют друг друга, при этом выбор сделан в пользу критерия, который находится в открытом доступе на сайте Мониторинга МОН и легче верифицируется.

Коррективам подверглись подходы к интернет-голосованию (проводится на портале Open Innovation Union – www.oiu.ru) по результатам которого формируется оценка вузов по репутационным критериям.

Ограничено максимальное число голосующих в рамках опроса представителей академического и научного сообщества. С 2018 года будут учитываться голоса только 50 представителей от каждого вуза, голосующих в рамках этих референтных групп. Это позволит минимизировать дисбаланс и получить более объективные результаты голосования.

Представители референтной группы «Работодатели» с 2018 года смогут проголосовать только по индивидуальной ссылке, воспользоваться которой будет возможно один раз. Адресное приглашение принять участие в опросе получат работодатели, интенсивно сотрудничающие с вузами. Список таких работодателей сформирован на основании данных, полученных от вузов. Это позволит исключить из голосования представителей компаний, не вовлеченных во взаимодействие с университетами.

Рейтинг вузов России RAEX успешно прошел международный аудит IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence. Агентство RAEX (Эксперт РА) получило право использовать знак «Одобрено IREG» (IREG Approved), подтверждающий, что методология рейтинга вузов России, процедуры его подготовки и представление результатов отвечают высоким стандартам качества.

Критерии рейтинга вузов RAEX, 2018 год

Данные Источник Вес, %*
1. УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Группа: уровень преподавания
1. Число штатных ППС на 100 студентов анкеты вузов 3,13
2. Процент штатных преподавателей – членов государственных академий наук национального уровня анкеты вузов 3,13
3. Оценка представителями академических кругов уровня преподавания в университетах данные опроса академических кругов 6,25
Группа: международная интеграция
4. Оценка представителями академических кругов уровня международной интеграции университетов данные опроса академических кругов 3,13
5. Доля иностранных студентов-очников, % анкеты вузов 3,13
6. Доля студентов-очников, обучающихся по программам с зарубежными вузами, ведущим к получению двух дипломов, в текущем учебном году анкеты вузов 3,13
7. Доля студентов, обучающихся по очной форме обучения по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, прошедших обучение за рубежом не менее семестра (триместра), в общей численности студентов, обучающихся по очной форме обучения в 2016 / 2017 учебном году анкеты вузов 3,13
Группа: ресурсная обеспеченность
8. Объем финансовых средств в расчете на одного студента (за 2017 год), тыс. рублей анкеты вузов 5
9. Объем безвозмездной материальной помощи вузу от физических и юридических лиц в календарном году, тыс. рублей анкеты вузов 2,50
10. Индекс эндаумент-фонда (рассчитывается на основании объема целевого (эндаумент) фонда вуза и количества жертвователей средств для эндаумент-фонда с момента основания) анкеты вузов 2,50
11. Оценка представителями академических кругов уровня ресурсного обеспечения образовательного процесса данные опроса академических кругов 2,50
Группа: востребованность среди абитуриентов
12. Средняя базовая стоимость обучения на первом курсе по очным программам бакалавриата (тыс. рублей в год) анкеты вузов 3,13
13. Доля студентов, принятых на основании участия / победы в олимпиаде, без других вступительных испытаний анкеты вузов 3,13
14. Средний балл ЕГЭ студентов, зачисленных по общему конкурсу на очную форму обучения в вуз по программам бакалавриата и специалитета в 2017 году на бюджетной основе анкеты вузов 3,13
15. Средний балл ЕГЭ студентов, зачисленных по общему конкурсу на очную форму обучения в вуз по программам бакалавриата и специалитета в 2017 году с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами анкеты вузов 3,13
2. УРОВЕНЬ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ РАБОТОДАТЕЛЯМИ
Группа: качество карьеры выпускников
16. Оценка студентами и выпускниками качества прикладных знаний и навыков выпускников сведения из опросного листа для студентов и выпускников 1,67
17. Оценка студентами и выпускниками способности выпускников университета приобретать новые знания и навыки сведения из опросного листа для студентов и выпускников 1,67
18. Число выпускников, занимающих руководящие должности в крупнейших компаниях России (список RAEX-600) отчетность эмитентов и информация, предоставленная компаниями 1,67
19. Средний уровень зарплат выпускников вуза (тыс. рублей) данные мониторинга трудоустройства выпускников Минобрнауки РФ 1,67
20. Оценка работодателями качества прикладных знаний и навыков выпускников данные опроса компаний-работодателей 1,67
21. Оценка работодателями способности выпускников университета эффективно работать на управленческих и административных позициях данные опроса компаний-работодателей 1,67
22. Оценка работодателями возможностей выпускников вуза для карьерного роста данные опроса компаний-работодателей 1,67
23. Оценка студентами и выпускниками уровня преференций выпускников университета на рынке труда сведения из опросного листа для студентов и выпускников 1,67
24. Оценка студентами и выпускниками конкурентоспособности вуза сведения из опросного листа для студентов и выпускников 1,67
Группа: сотрудничество с работодателями
25. Доля студентов, проходивших в 2016 / 2017 учебном году подготовку на базовых кафедрах, организованных при вузе анкеты вузов 3,75
26. Доля студентов, зачисленных по результатам целевого приема на первый курс на очную форму обучения по программам подготовки бакалавров и специалистов анкеты вуза 3,75
27. Объем средств, привлеченных вузом за счет реализации дополнительных профессиональных программ в отчетном году (тыс. рублей) анкеты вузов 3,75
28. Оценка работодателями интенсивности сотрудничества вуза с работодателями данные опроса компаний-работодателей 3,75
3. УРОВЕНЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Группа: инновационная активность
29. Количество малых инновационных предприятий, созданных при вузе с 2009 года, с выручкой накопленным итогом свыше 30 млн рублей анкеты вузов 0,75
30. Объем бюджета, привлеченного на НИОКР в 2017 году, млн рублей анкеты вузов 0,75
31. Удельный вес средств, полученных по итогам использования результатов интеллектуальной деятельности, % анкеты вузов 0,75
32. Объем финансирования по грантам, выделенным вузу РФФИ, РГНФ и РНФ начиная с 2014 года (млн рублей) анкеты вузов 0,75
33. Индекс вовлеченности обучающихся в НИОКР (рассчитывается на основе доли занятых в НИОКР обучающихся, а также среднего размера оплаты труда обучающихся по проектам НИОКР за год) анкеты вузов 0,75
34. Количество побед студентов вуза в международных студенческих олимпиадах** анкеты вузов 0,75
35. Оценка студентами и выпускниками потенциала научного творчества учащихся сведения из опросного листа для студентов и выпускников 0,75
36. Оценка академическим, научным и инновационным сообществом общего уровня научно-исследовательской активности вузов данные опроса академических кругов, данные опроса научного сообщества 0,75
Группа: научные достижения
37. Количество публикаций за последние пять лет в научных журналах, индексируемых в зарубежных базах данных, на одного НПР расчеты RAEX (Эксперт РА) на основании наукометрических показателей 1,67
38. Количество цитирований статей, изданных за последние пять лет, в среднем на одну статью, согласно зарубежным базам данных расчеты RAEX (Эксперт РА) на основании наукометрических показателей 1,67
39. Количество цитирований статей, изданных за последние пять лет, на одного НПР, согласно зарубежным базам данных расчеты RAEX (Эксперт РА) на основании наукометрических показателей 1,67
40. Количество цитирований статей, изданных за последние пять лет, на одного НПР, согласно РИНЦ расчеты RAEX (Эксперт РА) на основании наукометрических показателей 1,67
41. Оценка представителями академического, научного и инновационного сообществ популярности научных публикаций сотрудников университета данные опроса академических кругов, данные опроса научного сообщества 1,67
42. Оценка представителями академического, научного и инновационного сообществ успешности коммерциализации разработок университетов данные опроса академических кругов, данные опроса научного сообщества 1,67
Группа: инновационная инфраструктура
43. Оценка представителями научного и инновационного сообществ инфраструктуры для научных исследований данные опроса научного сообщества 1,33
44. Количество работающих при вузе лабораторий, конструкторских и проектно-конструкторских подразделений анкеты вузов 1,33
45. Количество инновационных подразделений вуза анкеты вузов 1,33

* Веса указаны с округлением до десятой доли процента.

** - Список олимпиад:

  1. ACM International Collegiate Programming Contest
  2. 2. International Mathematics Competition for University Students
  3. SIAM Student Paper Competition & SIAM Student Paper Prizes
  4. The Mathematical Contest in Modeling
  5. The University Physics Competition
  6. Green Brain of the Year Contest
  7. The World Universities Debating Championships
  8. Belgrade Business International Case Competition
  9. John Molson Undergraduate Case Competition
  10. McGill Management International Case Competition
  11. Network of International Business Schools Worldwide Case & Business Plan Competitions
  12. The Philip C. Jessup International Law Moot Court Competition
  13. Moscow Workshops ACM ICPC (четвертьфинал ACM International Collegiate Programming Contest)
  14. Northern Eurasia Programming Contest (полуфинал ACM International Collegiate Programming Contest)
  15. Международная студенческая олимпиада по криптографии NSUCRYPTO
  16. Международный инженерный чемпионат «Case-in»
  17. Международный студенческий турнир естественных наук