Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Обучение
Общение
Работа над проектами

Поиск по сайту

Методологические подходы составления рейтинга вузов России

Ключевая миссия университетов – давать обучающимся знания, навыки и умения – остается неизменной и универсальной вне зависимости от времени или типа университета (научно-исследовательский вуз или вуз, фокусирующийся на подготовке бакалавров для рынка труда). Ключевыми в приведенной триаде являются именно знания, так как они также приводят к развитию навыков и умений и являются главным и непреложным элементом образовательной и научной деятельности университетов, их основным вкладом в развитие общества. Знания – фундамент, на котором строится профессиональный, карьерный, научный и зачастую даже личностный рост выпускников вуза.

Наделить знанием, основанным на мыслительной работе, а не на заучивании, знанием, способным привести к генерации нового знания, – это высшая цель для ведущих университетов.

Цель составления рейтинга вузов – оценка способности вузов обеспечивать выпускникам высокое качество знаний, навыков и умений, исходя из условий для их получения и результатов применения.

Рейтинг вузов RAEX (Эксперт РА) – интегральная оценка качества подготовки выпускников вуза, определяемая количественными параметрами образовательной и научно-исследовательской деятельности вузов и качественными характеристиками, отражающими мнение ключевых референтных групп: работодателей, представителей академических кругов и научных кругов, а также студентов и выпускников вузов. В рейтинге не могут участвовать вузы творческой и спортивной направленности, а также вузы силовых ведомств. Оценке подлежат только головные вузы, филиалы вузов не рассматриваются составителями рейтинга.

Оценка вузов производится на основании анализа статистических показателей и результатов опросов следующих целевых групп: студенты и выпускники, представители академического и научного сообществ, представители компаний-работодателей. В 2016 году в опросах приняли участие свыше 28 тысяч респондентов. Источниками статистической информации стали данные анкетирования вузов, наукометрические показатели и данные из открытых источников. Для справки: в 2016 году в анкетировании приняли участие 144 вуза, в 2015 – 133 вуза, в 2014 – 125 вузов, в 2013 – 118 вузов. Анкетные данные не были предоставлены СПбГУ, поэтому при расчете позиций вуза в рейтинге использовались данные, опубликованные на официальном сайте вуза, результаты опросов референтных групп и данные наукометрических источников.

Определение рейтингового функционала происходит на базе анализа следующих интегральных факторов:

  1. Условия для получения качественного образования в вузе (вес = 0,5)
  2. Уровень востребованности работодателями выпускников вуза (вес = 0,3)
  3. Уровень научно-исследовательской деятельности вуза (вес = 0,2)

Значение каждого из интегральных факторов определяется группами показателей, которые в свою очередь объединяют показатели, характеризующие ситуацию по важнейшим аспектам деятельности вуза. Веса групп в рамках рейтингового фактора «для получения качественного образования» составляют 0,25. Веса групп в рамках рейтингового фактора «востребованность работодателями» составляют 0,5. Веса групп в рамках рейтингового фактора «научно-исследовательская деятельность» распределены следующим образом: «научные достижения» – 0,5, «инновационная активность» – 0,3, «инновационная инфраструктура» – 0,2.

Вес каждого показателя в рамках групп одинаков, за исключением критерия 3 «Оценка представителями академических кругов уровня преподавания в университетах».

По каждому показателю производится расчет индекса, характеризующего позицию вуза относительно других вузов. Расчет индексов по каждому показателю производится путем сравнения количественного показателя вуза со средним значением данного показателя по всем вузам, участвующим в рейтинге. Экстремально высокие значения количественных показателей, выявляемые экспертным путем, исключаются при расчете среднего показателя.

Индексы показателей рассчитываются по шкале от 1,0 балла (минимальная оценка) до 5,0 балла (максимальная оценка). При расчете индексов по итогам опросов целевых аудиторий используется аналогичная шкала.

Критерии рейтинга вузов RAEX (Эксперт РА) 2017 г.

Данные Источник Вес, %*
1. УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Группа: уровень преподавания
1. Число штатных ППС на 100 студентов анкеты вузов 3,1
2. Процент штатных преподавателей – членов государственных академий наук национального уровня анкеты вузов 3,1
3. Оценка представителями академических кругов уровня преподавания в университетах данные опроса академических кругов 6,3
Группа: международная интеграция
4. Оценка представителями академических кругов уровня международной интеграции университетов данные опроса академических кругов 3,1
5. Доля иностранных студентов-очников, % анкеты вузов 3,1
6. Доля студентов-очников, обучающихся по программам с зарубежными вузами, ведущим к получению двух дипломов, в текущем учебном году анкеты вузов 3,1
7. Процент студентов, прошедших практику или стажировку за рубежом (в 2015/2016 году) анкеты вузов 3,1
Группа: ресурсная обеспеченность
8. Объем финансовых средств в расчете на 1 студента (за 2016 год), тысяч рублей анкеты вузов 3,1
9. Объем безвозмездной материальной помощи вузу от физических и юридических лиц в календарном году в расчете на 1 студента, тыс. руб. анкеты вузов 3,1
10. Индекс эндаумент-фонда (рассчитывается на основании объема целевого (эндаумент) фонда вуза и количества жертвователей средств для эндаумент-фонда с момента основания) анкеты вузов 3,1
11. Оценка представителями академических кругов уровня ресурсного обеспечения образовательного процесса данные опроса академических кругов 3,1
Группа: востребованность среди абитуриентов
12. Средняя базовая стоимость обучения на 1-м курсе по очным программам бакалавриата (тысяч рублей в год) анкеты вузов 4,2
13. Доля студентов, принятых на основании участия/победы в олимпиаде, без других вступительных испытаний анкеты вузов 4,2
14. Средний балл ЕГЭ абитуриентов, зачисленных по конкурсу на очную форму обучения в вуз в 2016 году на бюджетной основе анкеты вузов 4,2
2. УРОВЕНЬ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ РАБОТОДАТЕЛЯМИ
Группа: качество карьеры выпускников
15. Оценка студентами и выпускниками качества прикладных знаний и навыков выпускников сведения из опросного листа для студентов и выпускников 1,9
16. Оценка студентами и выпускниками способности выпускников университета приобретать новые знания и навыки сведения из опросного листа для студентов и выпускников 1,9
17. Число выпускников, занимающих руководящие должности в крупнейших компаниях России (список RAEX-600) отчетность эмитентов и информация, предоставленная компаниями 1,9
18. Средний уровень зарплат выпускников вуза (тысяч рублей) данные мониторинга трудоустройства выпускников Минобрнауки РФ
19. Оценка работодателями качества прикладных знаний и навыков выпускников данные опроса компаний-работодателей 1,9
20. Оценка работодателями способности выпускников университета эффективно работать на управленческих и административных позициях данные опроса компаний-работодателей 1,9
21. Оценка работодателями возможностей выпускников вуза для карьерного роста данные опроса компаний-работодателей 1,9
22. Оценка студентами и выпускниками уровня преференций выпускников университета на рынке труда сведения из опросного листа для студентов и выпускников 1,9
Группа: сотрудничество с работодателями
23. Доля студентов, проходивших в 2015/2016 учебном году подготовку на базовых кафедрах, организованных при вузе анкеты вузов 3,0
24. Доля студентов, зачисленных по результатам целевого приема на первый курс на очную форму обучения по программам подготовки бакалавров и специалистов анкеты вуза 3,0
25. Доля обучающихся в текущем году по программам ВПО в рамках целевой контрактной подготовки, по контракту с работодателем анкеты вузов 3,0
26. Объем средств, привлеченных вузом за счет реализации дополнительных профессиональных программ в отчетном году (тысяч рублей) анкеты вузов 3,0
27. Оценка работодателями интенсивности сотрудничества вуза с работодателями данные опроса компаний-работодателей 3,0
3. УРОВЕНЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ
Группа: инновационная активность
28. Количество малых инновационных предприятий, созданных при вузе с 2009 года, с выручкой накопленным итогом свыше 30 млн. руб. анкеты вузов 0,7
29. Объем бюджета, привлеченного на НИОКР в 2016 году, млн рублей анкеты вузов 0,7
30. Удельный вес средств, полученных по итогам использования результатов интеллектуальной деятельности, % анкеты вузов 0,7
31. Объем финансирования по грантам, выделенным вузу РФФИ, РГНФ и РНФ начиная с 2013 года (млн рублей) анкеты вузов 0,7
32. Индекс вовлеченности обучающихся в НИОКР (рассчитывается на основе доли занятых в НИОКР обучающихся, а также среднего размера оплаты труда обучающихся по проектам НИОКР за год) анкеты вузов 0,7
33. Количество студентов – победителей всероссийских студенческих олимпиад анкеты вузов 0,7
34. Оценка студентами и выпускниками потенциала научного творчества учащихся сведения из опросного листа для студентов и выпускников 0,7
35. Оценка академическим, научным и инновационным сообществом общего уровня научно-исследовательской активности вузов данные опроса академических кругов, данные опроса научного сообщества 0,7
Группа: научные достижения
36. Количество публикаций за последние 5 лет в научных журналах, индексируемых в зарубежных базах данных, на 1 НПР расчеты RAEX («Эксперт РА») на основании наукометрических показателей 1,7
37. Количество цитирований статей, изданных за последние 5 лет, в среднем на 1 статью, согласно зарубежным базам данных расчеты RAEX («Эксперт РА») на основании наукометрических показателей 1,7
38. Количество цитирований статей, изданных за последние 5 лет, на 1 НПР, согласно зарубежным базам данных расчеты RAEX («Эксперт РА») на основании наукометрических показателей 1,7
39. Количество цитирований статей, изданных за последние 5 лет, на 1 НПР, согласно РИНЦ расчеты RAEX («Эксперт РА») на основании наукометрических показателей 1,7
40. Оценка представителями академического, научного и инновационного сообщества популярности научных публикаций сотрудников университета данные опроса академических кругов, данные опроса научного сообщества 1,7
41. Оценка представителями академического, научного и инновационного сообщества успешности коммерциализации разработок университетов данные опроса академических кругов, данные опроса научного сообщества 1,7
Группа: инновационная инфраструктура
42. Оценка представителями научного и инновационного сообщества инфраструктуры для научных исследований данные опроса научного сообщества 1,3
43. Количество работающих при вузе лабораторий, конструкторских и проектно-конструкторских подразделений анкеты вузов 1,3
44. Количество инновационных подразделений вуза анкеты вузов 1,3

* Веса указаны с округлением до десятой доли процента.